Переселение мух, часть первая: заметка, поясняющая вещи, которые в общем и так понятны.
читать дальше
"Оправданное убийство №5"
Есть узкая культурологическая проблема, существование которой я заметила, посетив один из западных сайтов, посвященных "Метрополису". Там был раздел "Оправданные убийства" - те, что по ходу фильма совершает Рокк, - и среди них "убийство №5: куча народа", под которым имеется в виду вызванный им взрыв небоскреба.
Понятно, что общий тон текста весьма ироничный. Тем не менее там мелькнули слова, которые навели меня на мысль, что, возможно, в соответствующем месте фильма больше японской специфики, чем кажется, и оно нуждается в комментарии.
"Ума не приложу, - пишет автор, - зачем он это сделал. Разве только роботам назло?"
Всем известно понятие харакири, а идея ритуального самоубийства дворянина из-за чести широко распространена также и в западной культуре. Но существует и другое японское понятие, столь же традиционное, хотя гораздо менее известное - двойное самоубийство из-за любви. В широком смысле синдзю: совершают те, кто по каким-либо причинам не может быть счастлив вместе, но не хочет расставаться. Причем речь идет не только о любовниках. Самоубийства родителей и детей периодически случаются на самом деле; присутствуют они и, скажем, среди примеров на термин синдзю: в большом японско-английском словаре 1974 года издания.
Конечно, в норме инициатива принадлежит родителю, а не ребенку, однако принципиально важно, что взаимное согласие не обязательно.
Именно с этой точки зрения поступок Рокка представляется наиболее осмысленным, и есть подтверждения, что именно так его воспринимают японские зрители.
А то мы не догадались (включая ту школьницу с сайта).
Это серьезно. Но главную причину, настоящую причину его действий назвал в своем интервью сценарист, Кацухиро Отомо - дело в том, что Отомо любит изображать массовые разрушения.
Собственно, только ради эффектного взрыва, а не ради власти над миром, и был построен Зиккурат. Обратите внимание на его интерьеры. Там нет даже нормальной мебели. Никто не смог бы жить в таких условиях, но никто и не собирался, с самого начала это откровенные декорации. Фанера, картон и цифровая штукатурка, которые совсем не жалко красиво разломать под пиротехнические эффекты... Великолепный салют в честь открытия башни и ее разрушение - зрелища одного порядка.
Я думаю, что и людей из окрестностей к моменту взрыва эвакуировали, не случайно в эпилоге Кенъити с дядей не встречают на развалинах никого, кроме роботов. Но даже если убийство "кучи народа" действительно произошло в больших масштабах, оно было оправдано замыслом Кацухиро Отомо - художественно.
Это был юмор. Что касается интерьеров Зиккурата, они правда выглядят картонными, но не больше, чем любой свежесделанный евроремонт - дали бы этому дому постоять лет десять, а лучше двадцать, и он бы потерял свою пошлую новизну. Конечно, компьютерная графика не способствует.
Кстати, хочу высказать догадку относительно того, почему сцена разрушения Зиккурата сопровождается песней Рея Чарльза "I Can't Stop Loving You".
Известно, что музыку для этой сцены выбрал лично режиссер Ринтаро, и его выбор удивил многих. В нем видели гротеск, сатиру, просто чудачество. Но характерно, что в подавляющем большинстве такие реплики принадлежат англоговорящей аудитории, а японские зрительские массы практически не почувствовали несоответствия.
В официальных японских публикациях, связанных с "Метрополисом", утверждается, что песня должна выражать чувства Кенъити к Тиме. Подозреваю, что Ринтаро просто не стал читать текст дальше первой строчки первого куплета, исходя из того, что его все равно никто не поймет. Хотя между содержанием песни и фильма нет совершенно ничего общего, сами по себе слова "Я не могу тебя разлюбить", взятые отдельно, передают чувства Кенъити достаточно хорошо.
Похоже на правду.
В сериале "Червежник" (Mushishi) начальная песня - британский фолк, так режиссер сознался, что выбрал ее, "чтобы было непонятно, но красиво" (ему повезло больше, первый куплет подошел по смыслу, а второй он благоразумно опустил).
читать дальше
"Оправданное убийство №5"
Есть узкая культурологическая проблема, существование которой я заметила, посетив один из западных сайтов, посвященных "Метрополису". Там был раздел "Оправданные убийства" - те, что по ходу фильма совершает Рокк, - и среди них "убийство №5: куча народа", под которым имеется в виду вызванный им взрыв небоскреба.
Понятно, что общий тон текста весьма ироничный. Тем не менее там мелькнули слова, которые навели меня на мысль, что, возможно, в соответствующем месте фильма больше японской специфики, чем кажется, и оно нуждается в комментарии.
"Ума не приложу, - пишет автор, - зачем он это сделал. Разве только роботам назло?"
Всем известно понятие харакири, а идея ритуального самоубийства дворянина из-за чести широко распространена также и в западной культуре. Но существует и другое японское понятие, столь же традиционное, хотя гораздо менее известное - двойное самоубийство из-за любви. В широком смысле синдзю: совершают те, кто по каким-либо причинам не может быть счастлив вместе, но не хочет расставаться. Причем речь идет не только о любовниках. Самоубийства родителей и детей периодически случаются на самом деле; присутствуют они и, скажем, среди примеров на термин синдзю: в большом японско-английском словаре 1974 года издания.
Конечно, в норме инициатива принадлежит родителю, а не ребенку, однако принципиально важно, что взаимное согласие не обязательно.
Именно с этой точки зрения поступок Рокка представляется наиболее осмысленным, и есть подтверждения, что именно так его воспринимают японские зрители.
А то мы не догадались (включая ту школьницу с сайта).
Это серьезно. Но главную причину, настоящую причину его действий назвал в своем интервью сценарист, Кацухиро Отомо - дело в том, что Отомо любит изображать массовые разрушения.
Собственно, только ради эффектного взрыва, а не ради власти над миром, и был построен Зиккурат. Обратите внимание на его интерьеры. Там нет даже нормальной мебели. Никто не смог бы жить в таких условиях, но никто и не собирался, с самого начала это откровенные декорации. Фанера, картон и цифровая штукатурка, которые совсем не жалко красиво разломать под пиротехнические эффекты... Великолепный салют в честь открытия башни и ее разрушение - зрелища одного порядка.
Я думаю, что и людей из окрестностей к моменту взрыва эвакуировали, не случайно в эпилоге Кенъити с дядей не встречают на развалинах никого, кроме роботов. Но даже если убийство "кучи народа" действительно произошло в больших масштабах, оно было оправдано замыслом Кацухиро Отомо - художественно.
Это был юмор. Что касается интерьеров Зиккурата, они правда выглядят картонными, но не больше, чем любой свежесделанный евроремонт - дали бы этому дому постоять лет десять, а лучше двадцать, и он бы потерял свою пошлую новизну. Конечно, компьютерная графика не способствует.
Кстати, хочу высказать догадку относительно того, почему сцена разрушения Зиккурата сопровождается песней Рея Чарльза "I Can't Stop Loving You".
Известно, что музыку для этой сцены выбрал лично режиссер Ринтаро, и его выбор удивил многих. В нем видели гротеск, сатиру, просто чудачество. Но характерно, что в подавляющем большинстве такие реплики принадлежат англоговорящей аудитории, а японские зрительские массы практически не почувствовали несоответствия.
В официальных японских публикациях, связанных с "Метрополисом", утверждается, что песня должна выражать чувства Кенъити к Тиме. Подозреваю, что Ринтаро просто не стал читать текст дальше первой строчки первого куплета, исходя из того, что его все равно никто не поймет. Хотя между содержанием песни и фильма нет совершенно ничего общего, сами по себе слова "Я не могу тебя разлюбить", взятые отдельно, передают чувства Кенъити достаточно хорошо.
март 2003
Похоже на правду.
В сериале "Червежник" (Mushishi) начальная песня - британский фолк, так режиссер сознался, что выбрал ее, "чтобы было непонятно, но красиво" (ему повезло больше, первый куплет подошел по смыслу, а второй он благоразумно опустил).
@темы: метрополис