19:43

Читаю второй том Хонор Харрингтон, перевалила за треть, война вот-вот начнется. Может быть, сейчас и еще более скрытые глубины общественного устройства откроются, но пока все социумы остаются картонными. Вебер по-прежнему умозрителен, поговорить ему проще, чем показать или тем более дать прожить (жалуется человек, который читает одни британские детективы - а в них напряжения нет, сопереживания нет и эмоций нет; впрочем, и умозрительных построений нет).
Но ну вот местные неуточненным образом страшно оскорбили Хонор. За кадром. А в кадре только косо посмотрели, но очень косо, ну прямо очень, она вся негодует... Не бывал ты, мужик, в патриархальном обществе. Где анекдоты про морскую свинку? Где разговоры громким шепотом про то, что это и не женщина, манеры как у мужика, как эти мантикорцы еще не вымерли с такими бабами. Где, наоборот, ябвдул - вот был бы прекрасный повод ей скрежетать зубами и приходить в бешенство.
В общем, пока что "не Ле Гуин" дубль два - на этот раз не "Обездоленные".

@темы: книжки

Комментарии
18.09.2018 в 19:59

Славим жизнь и сеем смерть
Не бывал ты, мужик, в патриархальном обществе.

Ну как не бывал, он же из него вышел? Что ж у него -- ни воображения, ни наблюдательности? Может, мужчины и правда не замечают сексизма?
19.09.2018 в 07:12

LynxCancer, на самом деле я подозреваю, что у него именно нет (эмоционального) воображения - техническое есть, и даже зрительное есть, - и не то чтобы наблюдательности, но интереса к теме. Ему нужны декорации для морского боя.
...Зато я, кажется, влюбилась во вражеского капитана: компетентный циник в невыносимом коллективе. Теперь кусаю ногти, убьют его, или - ну вдруг - он перевербуется к нашим, потому что они же такие хорошие, а он знает цену своей родине... Но подозреваю, что честь ему дороже :(
19.09.2018 в 22:56

влюбилась во вражеского капитана

Это в которого? Их там, помнится, всё-таки две штуки... Хотя подозреваю, что в старшего. :-)
А насчет "патриархального общества" -- мне, собссно, тем и нравится, что "патриархальное общество" у него там сразу в двух ветвях развития, да ещё и одно из них кокрастыке не стереотипное, с хохмочками вида "я и лошадь, я и бык..."

/baohu/
20.09.2018 в 14:20

baohu, который капитан Ю, там еще кто-то на дредноуте прячется по оврагам, но пока не проявил себя как персонаж.
Хохмочек буду ждать с интересом! Пока что адмирал Корвуазье познакомился с двумя женами Янакова, у которых единственная реплика была "Здрасьте" (а веселы и разговорчивы они были за кадром, со слов Вебера), и послушал исторический экскурс. Приставания, кстати, тоже произошли - к пугливой девочке-лейтенанту, но тоже за кадром, в ее пересказе, и сомнительные: Янаков только что говорил, что пусть кто попробует оскорбить даму, его линчуют; или мантикорки - не леди, их можно (значит ли это, что и у самих грейсонцев существуют деклассированные женщины, которых можно? Должны существовать). Ну и от раскольников пока не показали ни одной женщины вовсе, чтобы оценить стереотипность.
20.09.2018 в 21:26

который капитан Ю,

Да, Альфредо Ю -- занятный персонаж. :-) Но не стану спойлить...
А про хохмочки я, видимо, неудачно с синтаксической точки зрения выразился. Я имел в виду, что тот патриархальный мир, в нехватке которого ты упрекнула Вебера -- на мой вкус, хоть и выпуклый, но довольно стереотипный. Такое уже тыщу раз было, что раз мир заявлен как патриархальный, то там должны быть забитые женщины, а при столкновении с иномирянками-эмансипе патриархальные мужики должны сыпать хохмочками в их адрес, крепко настоянными на не-женственности эмансипе (и, разумеется, в их патриархальных одноизвильных мозгах "не-женственность==мужеподобие"), в качестве примера каковых я и привёл присказку про "я и лошадь".
А Вебер-то как раз и даёт две ветви: есть "раскольничья" Масада, которая как раз вот такая "картонно-патриархальная", где женщина вообще не человек, а иномирянка-эмансипе -- или "на самом деле мужик", или "шлюха"; и есть собссно Грейсон, который вполне себе патриархальный -- но не желающий ложиться в этот стереотип (так сказать, "патриархальный в хорошем смысле"). И вот это, по-моему, интересный мысленный эксперимент. При этом, как на мой вкус, "хороший патриархальный мир" у Вебера получился куда более занятный и менее "картонный", чем, скажем, Афон/Эйтос у Буджолд (да-да, он не патриархальный, а мизогинный -- но ведь полнейшая же клюква даже в этом качестве!).
20.09.2018 в 23:48

baohu, ага, понятно! Ну, если Вебер хочет показать нестандартное место грейсонских женщин в их обществе, так пусть показывает в деле, и всяческий респект ему, если сумеет. Рыцарственный патриархат - это и правда небанально. Но боюсь, что золотыми сережками генеральских жен все ограничится, потому что на самом деле ему интересно не это, а столькими-то кораблями отразить вторжение с такими-то вводными данными. Разве что женщины себя проявят в войну (захватят власть и заключат между Масадой и Грейсоном торговое соглашение, которое предлагал Хаусман)... Посмотрим!

А так вообще стереотипный патриархат, стереотипный тоталитаризм, стереотипный милитаризм - может, и шаблоны для ленивых, но потому такие удобные, что по мотивам реальных событий. (Я тут пересказывала студентам слова Алпатова, что морфологические типы языков, флективные-агглютинативные-изолирующие, построены вокруг эталонов - "как латынь", "как турецкий", "как китайский", - и поэтому оказались устойчивыми: потому что жизненные).

А вот Эйтос я, признаться, не читала - заглянула и бросила, когда увидела, что там нет ни Майлза, ни Корделии; грустно, что он клюква.