У меня дома провайдер ушел в запой, но переселение мух возобновляется с работы, вот следующая статья.
читать дальше
Известно, что Тэдзука применял в своих комиксах так называемую "звездную систему" - в разных произведениях встречаются персонажи с одинаковой внешностью, а порой даже с одинаковыми именами, и автор предлагает читателям воспринимать их как "актеров", "занятых" в соответствующих ролях.
Изучение этих "звезд" могло бы составить серьезную тему для исследователей творчества Тэдзуки. Действительно ли они "актеры", как старался показать автор, или, наоборот, переходящие из одного комикса в другой шаблоны характеров? Могут ли исполнять широкий диапазон "ролей", или каждый имеет только одно амплуа, вернее, сам является амплуа, как Пьеро и Арлекин в комедии масок?
Учитывая объем наследия Тэдзуки, а оно составляет десятки томов, понятно, что даже для одного персонажа ответ на этот вопрос требует большого исследования.
Причем такое исследование уже появилось, и именно по нашему другу!
На сайте Tezuka in English лежит здоровенная статья в четырех частях под названием «Rock Holmes: Transformation» (http://tezukainenglish.com/?q=node/100). Я бы перевела ее, но там речь идет сплошь о произведениях, которых я не читала.
Основная идея – что Рокк носитель перемен и "оборотень". В "Вампирах", которых я тоже не читала, он активно общается с вервульфами и прочей подобной публикой, сам вроде бы являясь человеком – так автор высказывает чудесную, остроумнейшую идею, что в этом комиксе он на самом деле тоже оборотень, только превращается в "человека как животное", лишенного морали и свободного от норм цивилизации. Даже если это неправда, это здорово!
При напряженной творческой карьере в комиксах, "звезды" Тэдзуки не так много появлялись на киноэкране, и один из таких случаев - фильм "Жар-птица 2772", снятый в 1980 г. при участии самого Тэдзуки (английское описание фильма на сайте-музее Тэдзуки можно найти по адресу http://en.tezuka.co.jp/anime/sakuhin/mv/mv012.html).
А еще лучше - русское описание у меня: http://www.2772.otaku.ru
Это научно-фантастический фильм, который примыкает к знаменитому циклу про Феникса и рассказывает историю космического пилота и влюбленной в него блондинки-робота по имени Ольга.
Ни в сюжете, ни в тематике "Жар-птицы" не прослеживается никакой связи с "Метрополисом", но несколько фигур второго плана совпадает благодаря "звездной системе". Усатый дядюшка-детектив появляется в эпизодах как чудаковатый космозоолог, а президент Бун - как охранник в лагере; в качестве же антагониста присутствует Рокк.
Темные очки, пожалуй, единственное, что объединяет его с героем "Метрополиса". На вид ему лет двадцать-тридцать, в зависимости от ракурса.
Меньше – он ровесник Годо, которому на момент поступления в академию вряд ли есть двадцать.
Он научный администратор, автор и начальник проекта по спасению Земли от энергетического кризиса; к концу фильма проект приводит к глобальной катастрофе, и Рокк погибает вместе с большей частью населения планеты.
Злодеем в строгом смысле слова он не является, но и хорошим человеком его назвать трудно. Он равнодушен, эгоистичен, бесконечно самоуверен. Несколько раз мы видим его в ярости, почти в истерике, но всегда из-за того, что его не слушаются или ставят под сомнение его авторитет. Он женится из карьерных соображений, невеста любит другого, он это знает; питает ли он сам к ней какие-то чувства, неизвестно. Во время землетрясения ближе к финалу он пытается ее спасти, но примерно так, как можно спасать дорогостоящее имущество.
Словом, если Рокк в "Жар-птице" и похож на кого-нибудь из персонажей "Метрополиса", то скорее на герцога, чем на себя.
Верно. Вот только это проблема "Жар-птицы", а не "Метрополиса".
Главный отзыв, который я встречала в сетях насчет Рокка из "Жар-птицы" - что он на себя не похож и вообще "это не Рокк, а непонятно кто", поэтому брать его за образец "традиционного образа у Тэдзуки", мягко говоря, неразумно.
Как известно, экранизация "Метрополиса" состоялась после смерти автора, в исходном комиксе Рокк не действует и введен решением Кацухиро Отомо. Напротив, в "Жар-птице" сценарий и часть раскадровок принадлежат лично Тэдзуке, что позволяет считать характеры всех действующих лиц официально утвержденными. Да и литературоведы с сайта-музея Тэдзуки рисуют обобщенный портрет циничного интеллектуала, который ближе к "Жар-птице", чем к "Метрополису".
Интересно, что в японской любительской литературе по мотивам "Метрополиса" встречаются места, исходящие из "официального" представления об этом персонаже - он "возвращается к обычному ледяному спокойствию" в одном рассказе, "разумеется, не показывает, что обрадовался" в другом, а в третьем демонстрирует свои умственные способности, заканчивая колледж чуть не вдвое раньше сверстников.
Ну, не вдвое - сколько он там в "Масляных слезах" сэкономил, года три из двенадцати?
Я не хочу сказать, что Отомо совершил ошибку или небрежность. Скорее, он умышленно отступил от традиции, а это надо рассматривать как художественный прием, смысл которого зависит от того, как мы понимаем "звездную систему" Тэдзуки.
Если "звезды" - это схемы характеров, Отомо спорит с традицией: демонстрирует независимость от предшественника или, что более интересно с художественной точки зрения, предлагает переосмыслить канон. То есть он как бы утверждает, что показанная им сторона характера Рокка на самом деле присутствует и у Тэдзуки - грубо говоря, что все остальные злодейства тот тоже совершал из-за того, что ему хотелось немного внимания.
Если же "звезды" - это "актеры", которые существуют помимо отдельных произведений и не тождественны персонажам, носящим их имена и внешность, перед нами смена амплуа. Тогда можно сказать, что Отомо стремился поразить зрителей неожиданным распределением ролей, когда "поручил" Рокку после череды холодных властолюбцев "сыграть" человека во власти эмоций.
Ох, не знаю насчет неожиданного распределения ролей. По-моему, я здесь пытаюсь выдать желаемое (циничный интеллектуал) за действительное, и у Тэдзуки вообще сложно представить кого бы то ни было "холодным". Все шансы, что изображая "человека во власти эмоций", Отомо держался вполне в русле традиции - едва ли не ближе к Тэдзуке, чем сам Тэдзука был в "Жар-птице".
Мораль: осторожнее с общими утверждениями.
читать дальше
Об амплуа
Известно, что Тэдзука применял в своих комиксах так называемую "звездную систему" - в разных произведениях встречаются персонажи с одинаковой внешностью, а порой даже с одинаковыми именами, и автор предлагает читателям воспринимать их как "актеров", "занятых" в соответствующих ролях.
Изучение этих "звезд" могло бы составить серьезную тему для исследователей творчества Тэдзуки. Действительно ли они "актеры", как старался показать автор, или, наоборот, переходящие из одного комикса в другой шаблоны характеров? Могут ли исполнять широкий диапазон "ролей", или каждый имеет только одно амплуа, вернее, сам является амплуа, как Пьеро и Арлекин в комедии масок?
Учитывая объем наследия Тэдзуки, а оно составляет десятки томов, понятно, что даже для одного персонажа ответ на этот вопрос требует большого исследования.
Причем такое исследование уже появилось, и именно по нашему другу!
На сайте Tezuka in English лежит здоровенная статья в четырех частях под названием «Rock Holmes: Transformation» (http://tezukainenglish.com/?q=node/100). Я бы перевела ее, но там речь идет сплошь о произведениях, которых я не читала.
Основная идея – что Рокк носитель перемен и "оборотень". В "Вампирах", которых я тоже не читала, он активно общается с вервульфами и прочей подобной публикой, сам вроде бы являясь человеком – так автор высказывает чудесную, остроумнейшую идею, что в этом комиксе он на самом деле тоже оборотень, только превращается в "человека как животное", лишенного морали и свободного от норм цивилизации. Даже если это неправда, это здорово!
При напряженной творческой карьере в комиксах, "звезды" Тэдзуки не так много появлялись на киноэкране, и один из таких случаев - фильм "Жар-птица 2772", снятый в 1980 г. при участии самого Тэдзуки (английское описание фильма на сайте-музее Тэдзуки можно найти по адресу http://en.tezuka.co.jp/anime/sakuhin/mv/mv012.html).
А еще лучше - русское описание у меня: http://www.2772.otaku.ru
Это научно-фантастический фильм, который примыкает к знаменитому циклу про Феникса и рассказывает историю космического пилота и влюбленной в него блондинки-робота по имени Ольга.
Ни в сюжете, ни в тематике "Жар-птицы" не прослеживается никакой связи с "Метрополисом", но несколько фигур второго плана совпадает благодаря "звездной системе". Усатый дядюшка-детектив появляется в эпизодах как чудаковатый космозоолог, а президент Бун - как охранник в лагере; в качестве же антагониста присутствует Рокк.
Темные очки, пожалуй, единственное, что объединяет его с героем "Метрополиса". На вид ему лет двадцать-тридцать, в зависимости от ракурса.
Меньше – он ровесник Годо, которому на момент поступления в академию вряд ли есть двадцать.
Он научный администратор, автор и начальник проекта по спасению Земли от энергетического кризиса; к концу фильма проект приводит к глобальной катастрофе, и Рокк погибает вместе с большей частью населения планеты.
Злодеем в строгом смысле слова он не является, но и хорошим человеком его назвать трудно. Он равнодушен, эгоистичен, бесконечно самоуверен. Несколько раз мы видим его в ярости, почти в истерике, но всегда из-за того, что его не слушаются или ставят под сомнение его авторитет. Он женится из карьерных соображений, невеста любит другого, он это знает; питает ли он сам к ней какие-то чувства, неизвестно. Во время землетрясения ближе к финалу он пытается ее спасти, но примерно так, как можно спасать дорогостоящее имущество.
Словом, если Рокк в "Жар-птице" и похож на кого-нибудь из персонажей "Метрополиса", то скорее на герцога, чем на себя.
Верно. Вот только это проблема "Жар-птицы", а не "Метрополиса".
Главный отзыв, который я встречала в сетях насчет Рокка из "Жар-птицы" - что он на себя не похож и вообще "это не Рокк, а непонятно кто", поэтому брать его за образец "традиционного образа у Тэдзуки", мягко говоря, неразумно.
Как известно, экранизация "Метрополиса" состоялась после смерти автора, в исходном комиксе Рокк не действует и введен решением Кацухиро Отомо. Напротив, в "Жар-птице" сценарий и часть раскадровок принадлежат лично Тэдзуке, что позволяет считать характеры всех действующих лиц официально утвержденными. Да и литературоведы с сайта-музея Тэдзуки рисуют обобщенный портрет циничного интеллектуала, который ближе к "Жар-птице", чем к "Метрополису".
Интересно, что в японской любительской литературе по мотивам "Метрополиса" встречаются места, исходящие из "официального" представления об этом персонаже - он "возвращается к обычному ледяному спокойствию" в одном рассказе, "разумеется, не показывает, что обрадовался" в другом, а в третьем демонстрирует свои умственные способности, заканчивая колледж чуть не вдвое раньше сверстников.
Ну, не вдвое - сколько он там в "Масляных слезах" сэкономил, года три из двенадцати?
Я не хочу сказать, что Отомо совершил ошибку или небрежность. Скорее, он умышленно отступил от традиции, а это надо рассматривать как художественный прием, смысл которого зависит от того, как мы понимаем "звездную систему" Тэдзуки.
Если "звезды" - это схемы характеров, Отомо спорит с традицией: демонстрирует независимость от предшественника или, что более интересно с художественной точки зрения, предлагает переосмыслить канон. То есть он как бы утверждает, что показанная им сторона характера Рокка на самом деле присутствует и у Тэдзуки - грубо говоря, что все остальные злодейства тот тоже совершал из-за того, что ему хотелось немного внимания.
Если же "звезды" - это "актеры", которые существуют помимо отдельных произведений и не тождественны персонажам, носящим их имена и внешность, перед нами смена амплуа. Тогда можно сказать, что Отомо стремился поразить зрителей неожиданным распределением ролей, когда "поручил" Рокку после череды холодных властолюбцев "сыграть" человека во власти эмоций.
март 2003
Ох, не знаю насчет неожиданного распределения ролей. По-моему, я здесь пытаюсь выдать желаемое (циничный интеллектуал) за действительное, и у Тэдзуки вообще сложно представить кого бы то ни было "холодным". Все шансы, что изображая "человека во власти эмоций", Отомо держался вполне в русле традиции - едва ли не ближе к Тэдзуке, чем сам Тэдзука был в "Жар-птице".
Мораль: осторожнее с общими утверждениями.
@темы: метрополис
Потому что "здравый смысл" мне утверждал - "Ты что, они же совсем разные! И сколько лет прошло между этими двумя аниме! А имя - мало ли у кого оно совпадает!"
Основная идея – что Рокк носитель перемен и "оборотень".
Угу, на собственном примере убеждаюсь.
В "Вампирах", которых я тоже не читала, он активно общается с вервульфами и прочей подобной публикой, сам вроде бы являясь человеком – так автор высказывает чудесную, остроумнейшую идею, что в этом комиксе он на самом деле тоже оборотень, только превращается в "человека как животное", лишенного морали и свободного от норм цивилизации. Даже если это неправда, это здорово!
А ведь видела фанартину на подобную тему. Еще не могла понять, к чему это. Кстати! Я сама же его на заготовке к одному рисунку (третий год не могу закончить открытку на Хеллоуин!) изобразила в костюме вампира! Хотя костюм довольно условный, из разряда "за пол-часа на коленке делано".
Главный отзыв, который я встречала в сетях насчет Рокка из "Жар-птицы" - что он на себя не похож и вообще "это не Рокк, а непонятно кто", поэтому брать его за образец "традиционного образа у Тэдзуки", мягко говоря, неразумно.
Вот ведь обласкали
Похоже, кого-нибудь из бумажных Рокков.
У меня нету ничего, только персональный рокковский сборничек с короткими и малоизвестными комиксами - увы, по-японски. Надо проверить, что переведено хотя бы на английский...
фанартина на подобную тему
Якобы (не читала!) есть вторая, незаконченная часть "Вампиров", где Рокк привозит откуда-то из джунглей кошку-оборотня под названием "weko" (were-neko, а-ля вервульф), превращает в себя (или не себя?) и дрессирует - а вот зачем, так и остается неизвестным, потому что не то журнал закрылся, не то еще что-то. Картинка волне могла быть сценой его общения с кошкой.
Что-то я в этом роде тоже встречала - помнится как двое Рокков, один с кошачьими ушами, другой с плеткой.
А сканов из него случайно нет?
Якобы (не читала!) есть вторая, незаконченная часть "Вампиров", где Рокк привозит откуда-то из джунглей кошку-оборотня под названием "weko" (were-neko, а-ля вервульф), превращает в себя (или не себя?) и дрессирует
Ой, мяу...
Я ж когда пост писала, хотела спросить шутки ради - а кошек-оборотней там не водилось? Я ж того... "кошкую" где-то года с 2000-го.
А где-то у меня лежал нераскрашенный контур для неко-Тимы...
Картинка волне могла быть сценой его общения с кошкой.
Нет, картинка была вот такая:
Что-то я в этом роде тоже встречала - помнится как двое Рокков, один с кошачьими ушами, другой с плеткой.
Не сохранилось картинки?
*полируя выпущенные когти* Нет, плеткой нас нельзя... себе дороже выйдет... Потом лейкопластыря не напасешься...
Насчет кошек, на сайте-музее Тэдзуки есть все, включая "Вампиров 2"!
http://en.tezuka.co.jp/manga/sakuhin/m067/m067_03.html
И даже дают одну страницу посмотреть - как раз с дрессировкой зверюшки:
http://ja.tezuka.co.jp/manga/sakuhin/_preview/m067.html
"И отвечай не "Ууу", а "Да". С завтрашнего дня будем круглые сутки тебя учить. Единственный уэко в мире, хе-хе-хе - похоже, мне привалило роскошное дельце!"
Пишут, что превратил он кошку вовсе не в себя, а в какого-то богатого наследника по имени Хаято. На страничке он учит кота откликаться на "Хаято", но мне продолжает казаться, что они совершенно на одно лицо (может, общечеловеческие навыки давал в своем облике, а потом изловил Хаято и добился сходства?).
И обложку от "Вампиров 2" с того же сайта вытащу сюда для комплекта. Наверно, ее я и помнила, а плетку сочинила.
"Найдите десять отличий".
Некто Такэи, владелец вот такой галерейки, нарисовал в подарок двести какому-то посетителю. У него вообще много чего замечательного - в частности свой вариант человека с волчьей лапой. И из той истории с радиацией, герой и антигерой. И вообще.
Прелесть какая...
И даже дают одну страницу посмотреть - как раз с дрессировкой зверюшки:
Повезло нашему другу, зверюшка вроде бы покладистая попалась. А от кошачьих когтей царапины долго заживают.
"И отвечай не "Ууу", а "Да". С завтрашнего дня будем круглые сутки тебя учить. Единственный уэко в мире, хе-хе-хе - похоже, мне привалило роскошное дельце!"
Ой, милый, как ты встрял! Перед глазами так и плывут картинки:
- "Наследник", подкрадывающийся на четвереньках к стае голубей в парке
- жизнерадостно кидающийся за волочащимся по полу шлейфом знатной дамы во время светского приема
- кайфующий на пустыре в зарослях кошачьей мяты
- хрустящий в кино вместо воздушной кукурузы - сухим кормом для кошек
- умиротворенно жующий роковский галстук, на который случайно попали несколько капель валерьянки (да, я думаю нервная система дрессировщика рано или поздно начнет сдавать
она и так заводится с пол-оборота)- а что в марте будет, ой!
Резюме: кто-то из них двоих поседеет раньше времени. И это будет не кот...
На страничке он учит кота откликаться на "Хаято", но мне продолжает казаться, что они совершенно на одно лицо (может, общечеловеческие навыки давал в своем облике, а потом изловил Хаято и добился сходства?).
Вспоминается Мацумото. У него тоже большинство героев на первый взгляд - близкие родственники. Отличите-ка Мэтль от Юкино Яёй, при условии что они одинаково оденутся...
И обложку от "Вампиров 2" с того же сайта вытащу сюда для комплекта.
Ой, какая мявость! Я хочу утащить это к себе в днев!
"Найдите десять отличий".
У кота в глазах интеллекту поменьше будет...
У него вообще много чего замечательного
Ух ты! Действительно, сколько вкусного! Спасибо. Вдохновляет