воскресенье, 11 июля 2010
Грусть-тоска меня снедает.
Прочитала мангу "Клевер", про которую говорят, что это самая красивая вещь из нарисованных группой Кламп. А о ней никто не пишет в сетях... Есть только рецензии, да какой-то форум на ломаном английском, сдохший четыре года назад.
Что это вообще такое: печаталось в журнале, журнал разорился, проект завис, накопленное вышло четырьмя (и переиздано двумя) томиками, авторы в каком-то старом интервью проговорились, что должно было быть еще два (т.е. один двойной?). С другой стороны, финал там в конце первой части, а вторая часть - предыстория, так что оно и в имеющемся виде смотрится вполне законченно.
Самая красивая: не знаю, не читав других, но это очень красивая вещь.
читать дальшеАмериканцы в свое время рекламировали как шедевр книжной графики, переходящей от комикса куда-то в орнамент и чисто декоративные эксперименты. Это правда. Страница устроена затейливее, чем обычная последовательность кадров; в основном по белому фону плавают красиво расположенные маленькие картиночки, а реплики плавают вокруг в отдельных квадратиках (и это прекрасно, т.к. необходимость к каждой фразе подвешивать говорящую голову - вообще беда комикса как художественной формы, а тут ни одного лишнего кадра). Переводить "Клевер", кстати, врагу бы не пожелала, потому что текст не должен вылезать из своих кружочков и квадратиков, чтобы не испортить композицию страницы. А как он туда влезет, если делать пробелы между словами?! Кстати, в журналах-то манга идет форматом А4, а книжками выходит карманными... Мне кажется, "Клевер" много потерял от сжатия.
Содержание оказалось на удивление связно и - не знаю, как сказать; конкретно, что ли. Все, что нарисовано, происходит, и происходит прямо так, как нарисовано. Происходит быстро странно это или закономерно при таком количестве воздуха между кадрами? Жалко, что быстро; я бы остановилась и порассматривала декорации и вообще мир, а он в маленькие картиночки почти не поместился, как в замочную скважину. Мир кибер-стим-панковский, очень узорчато декоративный, крылатые автомобили, всюду провода, цифровой телекинез, механические птицы, китайская мафия в эпизодах... Было бы на что посмотреть.
И кламповская анатомия, да... Мужчины без лба и затылка, с треугольными подбородками - читай без подбородка, - компенсирующие недостаток мужественности в лице огромными угловатыми плечами. Это к вопросу о том, нужен ли академический рисунок: вот, художницы получили мировую славу, хотя вместо людей рисуют какой-то собственный вид приматов, и ничего...Дизайн дизайном, но эта история (первая часть в основном) еще и застряла у меня в голове, надо ее куда-то выплюнуть, поэтому выскажусь в пространство.
Застряла потому, что божественно наивная девочка-подросток, путешествующая по чужим городам, повиснув на локте у мужчины, у меня резонирует - уж не знаю, с чем, какой там непрожеванный комплекс Электры.Кстати, на каком языке "четыре" будет как-нибудь типа "su"? Я подозревала китайский, но википедия сказала, "сы", а это далековато...
И главное, Сы - категорически невозможное имя для
такой девочки!
Американцы переводят ее как Сью
(вообще они там с именами слегка наломали дров - там есть еще Oruha, которая ну Ольга же, и человек по кличке Барс, а они не поняли, что это барс), пусть будет Сью. Есть у нее некоторые мери-сьюшные свойства.
один большой спойлер
Сьюшные свойства Сью в том, что она заявлена как трогательная чистая прозрачная романтическая героиня, над которой надо пролить слезу (см. официальный собственный кламповский клип по "Клеверу" www.youtube.com/watch?v=01xbvbbSyvc). А если слезу смахнуть, возникают вопросы.
Сюжет устроен как чулки в сеточку, воздушно-дырчато, но суть в том, что девочка хочет, чтобы любовник ее покойной подруги отвез ее в некий сентиментально значимый для нее парк аттракционов; а поскольку она не просто девочка, а засекреченное существо со сверхспособностями, за ней идет минимум две погони, и бедняга телохранитель в итоге остается жив только чудом.
Так вот. Она его, практически, хладнокровно прихватывает с собой, самоубиваясь. Явно таким образом надеялась его присвоить в собственность. Символически отобрать у старшей подруги; которой - что уж говорить - завидовала, конечно, потому что сама сидела в засекреченной золоченой клетке, а та пела на сцене и имела в своем распоряжении вот такого красавца. И никакой любви там близко нет. И вообще никаких особых чувств, и рефрен-то у песни Сью - "Хочу счастья, хочу счастья с тобой, хочу быть твоим счастьем. Поэтому забери меня куда-нибудь туда". А чего ты сам для себя хочешь, никто не спрашивает.
Если бы Кадзухико ей был небезразличен, она бы реагировала совсем не так. Она задумывала бы эту прогулку как свидание, она бы хотела прокатиться с ним на каруселях, попробовать этой самой пресловутой счастливой жизни - а потом можно самоиспепелиться в уголке, но уж конечно у нее не было бы даже в мыслях подвергать его опасности.
Планы с двойным дном там были бы у старухи из правительства, которая ее опекает и для нее все это организует... И которая-то знает об опасностях и о том, на что похожа получится их прогулка среди киберпанкового декаданса, но, вполне канонически, не предупреждает Сью...
Я даже верю, что сначала Сью будет радостно прятаться за Кадзухико и воспринимать перестрелки и погони как первый аттракцион.
Но как только до нее дойдет, что он рискует жизнью, за эти сутки вот уже пару раз ранен - да, не очень сильно, да, на таблетках продолжает функционировать, не поморщившись, но вообще-то опасность для него не игрушечная... Там, где она сейчас лицемерно вздыхает "Ах, наверно, зря я это затеяла..." и позволяет везти себя дальше, она должна запаниковать. И заявить, что экспедиция сию же секунду отменяется.
После чего они у меня сегодня - совершенно сами - обсудили обстановку, почесали в затылке и под решительным руководством Кадзухико пошли собирать друзей со второго плана и устраивать государственный переворот против омерзительных манипуляторов, тем более что тех вместе с армией и спецназом наша Сью (канонически, на то она и Сью) может на одну ладонь посадить, другой прихлопнуть...
Ну и зачем мне этот балаган из чужих, не нужных даже своим авторам героев, будь они неладны?!
@темы:
манга,
клевер
И интересно было, что оно такое. А оказывается, вот оно как.
Интересно, цепануло бы оно меня, или нет. Предполагаю, что могло бы...
Могло бы цепануть, оно работает на очень мощном символизме. Если что, я могу и поделиться заразой - но надо ли, вот вопрос; тебе депрессивного киберпанка и так хватает.
и кого-то спасать, а кого-то гонять веником. А потом что-нибудь творить "по мотивам".Интересно, "больные места" у нас совпадают?