Лучший способ не делать дело – это изучать его теорию, так что после сайтов по психологии (вместо жизни) у меня идут сайты для писателей (вместо фиков). Но там такие интересные вещи попадаются. Вот, например, вопросник на случай писательского затыка от Холли Лайл.
Жечь или беречь
[На самом деле «В топку, на полку или пусть живет», а «жечь или беречь» - это формулировка Цветаевой про письма, но уж очень хорошая]Оригинал: http://hollylisle.com/fm/Workshops/burnit.html
Перевод мой.читать дальше
Рассказ или роман застопорился, или, может быть, даже дописан, но вдруг разонравился. И в самую черную минуту вам приходит в голову соблазнительная мысль: распечатать три экземпляра и медленно, по одной страничке, с наслаждением сжечь...
Если так и есть, сочувствую: у меня самой недавно роман пошел настолько не туда, что пришлось выкинуть 283 страницы, и хотя срок сдачи рукописи поджимал, я вздохнула с огромным облегчением. Или эти бездны отчаянья вам незнакомы? Ничего, со временем тоже там будете.
Но вот вопрос: если сжечь, не придется ли наутро кусать локти?
Может, придется, а может, и нет. Давайте посмотрим, над чем вы трудитесь и что там можно спасти. Ответьте на следующие шесть вопросов – причем письменно, а не просто в голове, – и отметьте, сколько баллов набрали за каждый ответ.
1. Где тема?
- Можете прямо сейчас сформулировать тему в десяти словах или меньше? Тогда сформулируйте (например, «Любовь всесильна», «Добро побеждает зло», «Юноша преодолевает слабость и находит себя» и т.п.). Если тему не пришлось искать, десять баллов.
- Если не знаете, перечитайте текст. Что в нем тянет на тему? Как увидите – выписывайте. Если нашлась хоть одна, пять баллов.
- Если не знаете и не можете найти в тексте, ноль баллов.
2. Какой сюжет?
- Можете сесть и пересказать сюжет одной фразой? Если уложились в тридцать слов или меньше, десять баллов.
- Непонятно. А в трех фразах, всего не больше ста слов? Пять баллов.
- Эту кашу невозможно связно описать ни в одной фразе, ни в трех. Ноль баллов.
3. Кто герой?
- Можете назвать самого важного персонажа и записать в одну-две коротких фразы, чего он больше всего хочет или что ему нужно? Если получилось, десять баллов. Если герой есть, желания есть, но речь не об их исполнении, минус пять баллов.
- Нет? А два самых важных персонажа? Если у обоих есть потребности и речь об этих потребностях, семь баллов. Если речь о чем-то еще, минус пять баллов.
- Если героев получилось три или больше, два балла. Если речь еще и не о том, чего хочет эта кодла, ноль баллов.
4. Где конфликт?
- На каждой ли странице есть конфликт (т.е. герои борются с препятствиями, которые им мешают достичь чего-то насущно необходимого)? Ищите. Ищите хоть под микроскопом. Возьмите лишнюю распечатку и отметьте все такие места фломастером (учтите, что размышления о трудностях не в счет, конфликт – это поступки). Если страниц с пометками 80% и больше, десять баллов.
- 50-79%, пять баллов.
- Меньше 50%. Герои слишком много думают, ездят туда-сюда и гоняют чаи. Ноль баллов.
5. Ну и что?
- Можете быстро и четко сформулировать, чем эта история важна и интересна? Для кого? Если знаете, что в ней значимо для вас или еще для кого-нибудь, десять баллов.
- С трудом, но удалось найти что-то, чем есть шанс кого-нибудь заинтересовать. Пять баллов.
- Не интересно ни вам, ни окружающим, или у вас интерес исключительно денежный. Ноль баллов.
6. А что вам нравится?
- Есть ли на общем унылом фоне отрывки, которые вам греют душу? Перечитываешь – и веет ожиданием чуда, и хочется узнать, что было дальше? Десять баллов.
- Что-нибудь вам нравится? Любимые персонажи, даже если непонятно, что с ними делать? Сцены или образы почти живые? Пять баллов.
- Ничего не нравится, ничего не мило, забыть и не вспоминать. Ноль баллов.
Вот и все вопросы. Суммируйте баллы и подведем итог.
40-60 баллов: пусть живет
Вы устали, сердитесь, бьетесь с этой историей и слишком в нее зарылись. Если надо от нее отдохнуть, отдохните, но не беспокойтесь: по меньшей мере костяк чего-то стоящего здесь есть, дело за правкой. А может быть, и правки серьезной не понадобится.
20-39 баллов: на полку
Спрячьте в шкаф или запишите в директорию для набросков и замыслов. Пусть лежит. Если история вдруг зашевелится и хлынут идеи, как сделать, чтобы она заиграла – вперед: достаньте ее обратно на свет и переработайте. Правильно, что не уничтожили. А если так и не пригодится, тоже не беда: стоит ли жалеть этих килобайтов на диске или кубических сантиметров в ящике?
0-19 баллов: в топку
Кроме шуток, сжечь. Из этой вещи ничего не выйдет – вы только зря убьете свой труд, время, силы и мечты. Полюбуйтесь на огонь, спляшите дикий танец свободы и займитесь тем, что не будет высасывать из вас все соки. (Копию на диске можно оставить, но только как пример горького и удручающего провала, и больше туда не заглядывать).
Расставаться с замыслом непросто. Об него уже набиты кровавые мозоли, бросить его – значит признать поражение. Но случается, что правка бессильна. Врачи тоже не всех могут спасти, и браки иногда разваливаются, и фирмы прогорают... Это жизнь. Очень важно уметь отличить, какие произведения подлежат ремонту, какие нет; иначе неотвязная неудачная книга может сожрать и вас, и ваш талант.
У этой штуки есть крупный недостаток: она исходит из того, что текст уже в основном написан (проценты ненаписанных страниц считать трудно).