Кстати, прочитала "Трех толстяков" (Харди, спасибо за идею!).
Потрясающий видеоряд.
Этот самый (ага, вот откуда через два-три пересказа я знаю, что их там было целое литературное направление: "Мастерство Юрия Олеши" Чудаковой) перенасыщенный стиль, когда невозможно расслабиться: на каждом повороте фразы что-нибудь эдакое, ни одного слова просто так. Потрясающе красиво, но то ли времена изменились, то ли я тупа, но местами эпитеты утомляют.
А местами от этого сносит крышу. Какое невероятное начало глазами наивного наблюдателя! Видеть мир цветными картинками в перемешанном масштабе мелкого и крупного и со слегка нарушенной связностью, мелочи не отфильтровывать - мог бы ребенок, но простодушный ученый может еще лучше, и при этом нам всё про него становится понятно, какой прекрасный способ знакомить с героем (а потом в авторской речи эффект уже не так пробирает, потому что эта речь ничья).
Кстати, некартонный положительный, при этом действительно симпатичный ученый как главный герой истории про революцию.
А вот учитель танцев, бедняга, попал под колесо истории. С победой народа, похоже, творчество останется только народное, и мировую культуру мне немножко жалко, полетели по ветру из чемодана его кружева и ноты. Не то чтобы я была против народного театра...
Еще, жалко, что мало! Можно было бы такую приключенческую сагу закрутить на три тома! Эх.
Еще, мир в этом произведении упругий - события его деформируют, но он постоянно пытается принять некую форму. В данном случае буффонады. Поэтому все уроненные башмаки падают на головы прохожим, любая погоня превращается в балаган, мир норовит подставить всем (всем, кроме избранных положительных героев) ножку и уронить их не как-нибудь, а мордой в торт. В первый раз выглядит нарочито (потому что сначала нам мир показывают в состоянии, растянутом до драмы и тонкой психологии - а он вон куда стремился), потом постепенно принимаешь гэги как закон природы, вроде тяготения.
дальше фан-литературоведческое