читать дальше
Об амплуа
Известно, что Тэдзука применял в своих комиксах так называемую "звездную систему" - в разных произведениях встречаются персонажи с одинаковой внешностью, а порой даже с одинаковыми именами, и автор предлагает читателям воспринимать их как "актеров", "занятых" в соответствующих ролях.
Изучение этих "звезд" могло бы составить серьезную тему для исследователей творчества Тэдзуки. Действительно ли они "актеры", как старался показать автор, или, наоборот, переходящие из одного комикса в другой шаблоны характеров? Могут ли исполнять широкий диапазон "ролей", или каждый имеет только одно амплуа, вернее, сам является амплуа, как Пьеро и Арлекин в комедии масок?
Учитывая объем наследия Тэдзуки, а оно составляет десятки томов, понятно, что даже для одного персонажа ответ на этот вопрос требует большого исследования.
Причем такое исследование уже появилось, и именно по нашему другу!
На сайте Tezuka in English лежит здоровенная статья в четырех частях под названием «Rock Holmes: Transformation» (http://tezukainenglish.com/?q=node/100). Я бы перевела ее, но там речь идет сплошь о произведениях, которых я не читала.
Основная идея – что Рокк носитель перемен и "оборотень". В "Вампирах", которых я тоже не читала, он активно общается с вервульфами и прочей подобной публикой, сам вроде бы являясь человеком – так автор высказывает чудесную, остроумнейшую идею, что в этом комиксе он на самом деле тоже оборотень, только превращается в "человека как животное", лишенного морали и свободного от норм цивилизации. Даже если это неправда, это здорово!
При напряженной творческой карьере в комиксах, "звезды" Тэдзуки не так много появлялись на киноэкране, и один из таких случаев - фильм "Жар-птица 2772", снятый в 1980 г. при участии самого Тэдзуки (английское описание фильма на сайте-музее Тэдзуки можно найти по адресу http://en.tezuka.co.jp/anime/sakuhin/mv/mv012.html).
А еще лучше - русское описание у меня: http://www.2772.otaku.ru
Это научно-фантастический фильм, который примыкает к знаменитому циклу про Феникса и рассказывает историю космического пилота и влюбленной в него блондинки-робота по имени Ольга.
Ни в сюжете, ни в тематике "Жар-птицы" не прослеживается никакой связи с "Метрополисом", но несколько фигур второго плана совпадает благодаря "звездной системе". Усатый дядюшка-детектив появляется в эпизодах как чудаковатый космозоолог, а президент Бун - как охранник в лагере; в качестве же антагониста присутствует Рокк.
Темные очки, пожалуй, единственное, что объединяет его с героем "Метрополиса". На вид ему лет двадцать-тридцать, в зависимости от ракурса.
Меньше – он ровесник Годо, которому на момент поступления в академию вряд ли есть двадцать.
Он научный администратор, автор и начальник проекта по спасению Земли от энергетического кризиса; к концу фильма проект приводит к глобальной катастрофе, и Рокк погибает вместе с большей частью населения планеты.
Злодеем в строгом смысле слова он не является, но и хорошим человеком его назвать трудно. Он равнодушен, эгоистичен, бесконечно самоуверен. Несколько раз мы видим его в ярости, почти в истерике, но всегда из-за того, что его не слушаются или ставят под сомнение его авторитет. Он женится из карьерных соображений, невеста любит другого, он это знает; питает ли он сам к ней какие-то чувства, неизвестно. Во время землетрясения ближе к финалу он пытается ее спасти, но примерно так, как можно спасать дорогостоящее имущество.
Словом, если Рокк в "Жар-птице" и похож на кого-нибудь из персонажей "Метрополиса", то скорее на герцога, чем на себя.
Верно. Вот только это проблема "Жар-птицы", а не "Метрополиса".
Главный отзыв, который я встречала в сетях насчет Рокка из "Жар-птицы" - что он на себя не похож и вообще "это не Рокк, а непонятно кто", поэтому брать его за образец "традиционного образа у Тэдзуки", мягко говоря, неразумно.
Как известно, экранизация "Метрополиса" состоялась после смерти автора, в исходном комиксе Рокк не действует и введен решением Кацухиро Отомо. Напротив, в "Жар-птице" сценарий и часть раскадровок принадлежат лично Тэдзуке, что позволяет считать характеры всех действующих лиц официально утвержденными. Да и литературоведы с сайта-музея Тэдзуки рисуют обобщенный портрет циничного интеллектуала, который ближе к "Жар-птице", чем к "Метрополису".
Интересно, что в японской любительской литературе по мотивам "Метрополиса" встречаются места, исходящие из "официального" представления об этом персонаже - он "возвращается к обычному ледяному спокойствию" в одном рассказе, "разумеется, не показывает, что обрадовался" в другом, а в третьем демонстрирует свои умственные способности, заканчивая колледж чуть не вдвое раньше сверстников.
Ну, не вдвое - сколько он там в "Масляных слезах" сэкономил, года три из двенадцати?
Я не хочу сказать, что Отомо совершил ошибку или небрежность. Скорее, он умышленно отступил от традиции, а это надо рассматривать как художественный прием, смысл которого зависит от того, как мы понимаем "звездную систему" Тэдзуки.
Если "звезды" - это схемы характеров, Отомо спорит с традицией: демонстрирует независимость от предшественника или, что более интересно с художественной точки зрения, предлагает переосмыслить канон. То есть он как бы утверждает, что показанная им сторона характера Рокка на самом деле присутствует и у Тэдзуки - грубо говоря, что все остальные злодейства тот тоже совершал из-за того, что ему хотелось немного внимания.
Если же "звезды" - это "актеры", которые существуют помимо отдельных произведений и не тождественны персонажам, носящим их имена и внешность, перед нами смена амплуа. Тогда можно сказать, что Отомо стремился поразить зрителей неожиданным распределением ролей, когда "поручил" Рокку после череды холодных властолюбцев "сыграть" человека во власти эмоций.
март 2003
Ох, не знаю насчет неожиданного распределения ролей. По-моему, я здесь пытаюсь выдать желаемое (циничный интеллектуал) за действительное, и у Тэдзуки вообще сложно представить кого бы то ни было "холодным". Все шансы, что изображая "человека во власти эмоций", Отомо держался вполне в русле традиции - едва ли не ближе к Тэдзуке, чем сам Тэдзука был в "Жар-птице".
Мораль: осторожнее с общими утверждениями.