Ну Хорвуд, ну ты чего с этим магическим расизмом? Вся армия оккупантов из второго тома оказалась потомками одного древнего гада, a mutant throwback to some monster strain, deformed and horrible; but his filthy blood was strong, потому что ясно же, что не может простой кротовый обыватель устраивать концлагеря, разрушать библиотеки и поддерживать линию партии, это были мутанты. Эпос, конечно, подразумевает, что родословная важна, а добро и зло передаются по наследству, но уж совсем вот такого даже в 80-е можно бы уже и не писать. Архаические элементы украшают текст, а довоенные не очень.

Это я понемножку читаю дальше и добралась до экскурса в злодейскую историю. Кстати, двенадцать избранных, поедающих плоть и кровь и несущих Слово, пикантно дополняют Рождество из второго тома - пока не знаю, зачем; может быть, просто подергать за уши читателей, которые их слишком развесили.
Терц появился, довольно опереточный, и вообще в этом томе зло пока что на вот такенных ходулях, но это лучше, чем ходульное добро.

А еще достоинством первого тома было то, что мир был маленьким, как в настоящей древности, более-менее один город-государство - и немножко дальних стран. Глобализация второго тома еще и в этом отношении разрушила миф, и это необратимо.